БРИЛЛИАНТЫ
КУПИТЬ БРИЛИАНТЫ
БРИЛЛИАНТ
ПРОДАЖА БРИЛЛИАНТОВ
КОНТАТКЫ
КАРТА САЙТА
МЕСТОРОЖДЕНИЯ АЛМАЗОВ
ЧИСТОТА БРИЛЛИАНТОВ
GIA ЦВЕТА
ЦВЕТ БРИЛЛИАНТА
ЦВЕТНЫЙ БРИЛЛИАНТЫ
ВЕС БРИЛЛИАНТОВ
4C БРИЛЛИАНТОВ
GIA И AGS
УХОД ЗА БРИЛЛИАНТАМИ
DE BEERS
ОГРАНКА БРИЛЛИАНТОВ
ФОРМА ОГРАНКИ
ОГРАНКА АЛМАЗОВ
ПАРАМЕТРЫ ОГРАНКИ
ОРГАНКА МАРКИЗА
ОРГАНКА ГРУША
ОГРАНКА ОВАЛ
ОГРАНКА ПРИНЦЕССА
ОГРАНКА ИЗУМРУД
ОГРАНКА РАДИАНТА
ОГРАНКА СЕРДЦЕ
ОГРАНКА ТРИЛЛИАНТ
ОГРАНКА БАГЕТ
ОГРАНКА БАГЕТ ТРАПЕЦИЕВДНЫЙ
ОГРАНКА
ЭЛЕМЕНТЫ ОГРАНКИ
КАЧЕСТВО ОГРАНКИ
ОГРЕШНОСТИ В ОГРАНКЕ
СИММЕТРИЯ БРИЛЛИАНТОВ
ПРОПОРЦИИ БРИЛЛИАНТОВ
ДЕФЕКТЫ В БРИЛЛИАНТАХ
ОЦЕНКА ОГРАНКИ
РОССИЙСКАЯ ОГРАНКА
СОВЕТЫ ПО ГОРАНКЕ
РАССПИЛИВАНИЕ АЛМАЗОВ
ШЛИФОВКА АЛМАЗОВ
РУНДИСТА
ПАВИЛЬОН
ПЛОЩАДКА
ЗВЕЗДНЫЕ ГРАНИ
СОВЕТЫ ПО ГОРАНКЕ
 
 
 
Loading
 
 
 

 Хорошая огранка — плохая огранка

 Ниже приведен список факторов, позволяющих отличить хорошую огранку от средней или плохой:
а) Обожженная поверхность бриллианта б) Щербинки или другие следы от шлифования в) Неправильные пропорции камня г) Слишком толстый рундист д) Грани короны не выровнены относительно граней павильона е) Поврежденный рундист ж) Бриллианты в одном лоте имеют разные углы а) Обожженная поверхность бриллианта
Во время огранки алмаз сильно нагревается от трения об точильный диск. Если сырой алмаз имеет четкую кристаллическую структуру, уровень трения не превышает допустимые пределы. Однако если его структура не четкая, процесс огранки превращается в пытку. Это связано с тем, что алмаз может быть огранен, только если его прислонять к диску в мягком направлении. Шлифовальный диск облеплен крупицами алмазов (алмазной пылью), расположение которых случайно. Большая часть из них соприкасается со шлифуемым алмазом в своем твердом направлении. То есть те алмазные частицы, которые установлены в твердом направлении, обрабатывают будущий бриллиант в его мягком направлении. Таким образом и производится огранка. Если обрабатываемый камень вместо четкой структуры имеет структуру неравномерную, то найти постоянное мягкое направление не представляется возможным. Шлифовальщику приходится постоянно бороться с изменяющейся структурой, создавая большее давление и постоянно меня направление. Это приводит к увеличению трения и значительному повышению температуры. Иногда камень даже раскаляется докрасна.
Наполовину законченные бриллианты промываются в кипящей борной кислоте
Алмазы состоят из углерода и при наличии кислорода начинают гореть при температуре примерно 1200°. На поверхности алмазов графитизация начинается уже при 1000°; алмаз начинает трансформироваться в графит. В результате камень покрывается молочно-белым слоем. В случае с неделимыми камнями вероятность того, что кристаллическая структура будет нерегулярной однозначна.
Нам приходится сталкиваться с проблемой обгорания значительно реже, чем тем предприятиям, которые не работают с распиленными камнями. Тем не менее, между этапами работы мы всегда промываем алмазы в борной кислоте. Эта кислота обволакивает алмаз защитным слоем, который не пропускает кислород, защищая камень от обгорания. Этот метод практически не используется на других шлифовальных фабриках, в особенности в Индии и Китае, поскольку предприятия в этих странах нацелены на использование наиболее дешевых методов. Это приводит к тому, что большинство бриллиантов, ограненных на индийских и китайских фабриках, в той или иной степени обожжены. Непрофессионалу сложно заметить тончайшую молочно-белую пленку на поверхности камня. Однако эта пленка блокирует от 10% до 30% отражающегося света. Благодаря тому, что мы работаем только с распиленными камнями с четкой кристаллической структурой, а также тому, что наши камни защищены от обгорания с помощью борной кислоты, обожженные бриллианты не встречаются среди нашей продукции.
б) Следы от шлифования
Если во время шлифования на алмазе появляются какие-либо следы, причиной этому могут быть либо некорректное и нерегулярное техобслуживание шлифовальных дисков, либо использование дешевых алмазов с большим количеством изъянов и структурных неоднородностей. Во втором случае алмаз настолько тверд, что его не удается полноценно отшлифовать. На нашем предприятии есть специальный техотдел, регулярно следящий за состоянием точильных дисков. Все шлифовальщики каждую неделю получают новые диски. При обслуживании с диска убираются все неровности, на него заново наносят слой алмазной пыли, точки опоры осей заостряются, центрируются, и диск заново балансируется, что предотвращает появление вибраций при шлифовке.
Бюджетные шлифовальные фабрики не могу позволить себе такую роскошь, а что говорить о тысячах небольших семейных предприятий в Китае и Индии, занимающихся огранкой у себя во дворе или в подвале. Им приходится обрабатывать свои шлифовальные диски не машиной, а вручную. Если ручная обработка невозможна, им приходится везти их в
удаленные сервис-центры. Все это приводит к тому, что большинство бриллиантов от бюджетных огранщиков полны мелких и средних следов от шлифования.
Эффект этого недостатка на оптические характеристики зачастую сильно недооценивают. Дело не в том, что конечный покупатель не сможет разглядеть эти следы. Он действительно не сможет, к тому же площадка камня обычно бывает отшлифована гораздо лучше других граней. Проблема в том, что практически весь свет, попадающий на щербинки, отрезается от нормального оптического пути и либо возвращается назад, либо отправляется в непредсказуемое путешествие внутри бриллианта.
Грань, имеющая много следов от шлифования, поглощает до 20% падающего света. Обычно свет проходит через две грани бриллианта и отражается дважды. Если все четыре грани имеют щербинки, то в направлении наблюдателя вернется менее половины упавшего света. Даже если бриллиант имеет хороший цвет и чистоту, общий эффект от него будет значительно слабее, чем от превосходно ограненного камня.
Выравнивание шлифовальных дисков с помощью карбида кремния и воды
Шлифовальные диски после техобслуживания
После выравнивания шлифовальным дискам придают шероховатость, чтобы алмазная пыль лучше держалась на их поверхности
в) Неправильные пропорции камня
Одно из самых превосходных качеств алмаза — высокая оптическая плотность. Алмаз — материал с самой большой оптической плотностью, а, следовательно, и самым высоким показателем преломления (n=2,42). Благодаря этому фактору, алмазу и придается такое большое значение, как драгоценному камню. Сияние алмаза в огромной степени зависит от того, сколько падающего света отражается назад и какой процент света теряется от частичного отражения, от поглощения поверхностями и от проникновения наружу через задние стенки. Секрет репутации алмаза как короля среди драгоценных камней заключается в том, что это единственный материал (и только в форме бриллианта), отражающий все 100% падающего перпендикулярно света благодаря внутреннему отражению. Ни один другой камень любой огранки на это не способен. Это связано с тем, что даже в случае циркона, который меньше всего отличается от алмаза по оптической плотности, отсутствует то взаимодействие граней, которое и обеспечивает стопроцентное отражение.
Луч света отражается полностью безо всяких потерь в случае, если попадает на границу раздела более плотной и менее плотной оптических сред (алмаза и воздуха) под углом меньше, чем угол полного отражения оптической среды. В случае алмаза этот угол равен 65°34». Это значит, что любой луч, упавший на грань бриллианта изнутри под углом меньше 65°34» будет полностью отражен. Для сравнения: угол полного отражения у кварца равен 49°. Сравнение между алмазом, цирконом и кварцем покажет нам, на что это влияет.
Возьмем для примера луч света, падающий перпендикулярно площадке на одну из внешних граней короны рядом с рундистом:
Свет, проникший в алмаз через одну из граней короны, преломляется из-за того, что падает на поверхность под углом. Достигая задней стенки бриллианта, луч ударяется о грань павильона под углом меньше 65°, и, следовательно, полностью от нее отражается. Он переходит на противоположную грань павильона и еще раз полностью отражается, поскольку его угол снова меньше 65°. Затем луч переходит на площадку под углом 90° и покидает камень.
Проникая внутрь циркона, луч преломляется меньше из-за меньшей оптической плотности циркона. В дальнейшем, после двойного отражения луч не достигает площадки циркона, а попадает на грань короны. Здесь он отражается в третий раз, поскольку его угол меньше угла полного отражения. Луч не может выйти из камня через площадку и в результате покидает его через грань павильона, невидимый для наблюдателя.
В случае кварца проблема полного отражения не встает вообще. После первого отражения луч света прибывает на противоположную грань павильона под углом больше 49°. В результате свет покидает камень уже после первого отражения и теряется для глаз наблюдателя.
Как видно из сравнения, для того чтобы алмаз засиял в полную силу, требуются очень специфические углы граней. Если в бриллианте поменять соотношение между короной и павильоном, или изменить угол граней короны к площадке, или сделать углы павильона площе или круче, точная система отражения перестанет работать, и свет будет либо уходить через павильон, либо слишком сильно рассеиваться в короне. В любом случае эффект сияния не будет максимальным. В случае небольших бриллиантов с обычной, промышленной огранкой эти углы могут сильно отличаться от идеальных. Пропорции, особенно в случае с бриллиантами, полученными из нераспиленного сырого материала, очень сильно отличаются от оптимальных пропорций. Чтобы получить бриллиант с идеальными пропорциями из неделимых либо расколотых камней, придется потерять на 10–15% веса больше, чем при создании бриллианта с плохими пропорциями. Обычно бриллианты из такого сырья имеют очень высокую корону, чрезмерно толстый рундист и неверное соотношение между короной и павильоном. На нашем предприятии уделяется повышенное внимание тому, чтобы пропорции всех бриллиантов совпадали с эталонными. Мы готовы идти на потерю пары лишних процентов от веса, всегда предпочитая создавать продукт превосходного качества.
г) Слишком толстый рундист
Чем тоньше рундист бриллианта, тем лучше оптические свойства камня. Шероховатый рундист поглощает почти весь свет, попадающий на него изнутри. Фацетированный рундист обычно отправляет луч наружу. В любом случае, свет не достигнет наблюдателя. Чем рундист толще, тем больше света теряется. Естественно, что рундист не должен быть и тонким, как лезвие, иначе он повредится при закреплении камня. У камней весом больше 0,50 карата толщина рундиста не должна превышать 3% от диаметра камня. В случае маленьких бриллиантов (размером от 0,07 до 0,15 карата) толщину рундиста можно измерять в отношении к его длине. Толщина рундиста должна быть около 1/5 от длины поверхности рундиста; для больших камней этот показатель должен быть 1/7 или меньше.
д) Выравненность граней короны относительно граней павильона Есть три оптических фактора, выделяющие бриллиант среди других драгоценных камней: 1) Общее количество отражаемого света 2) Сияние камня 3) Дисперсия в камне, т.е. разделение белого цвета на основные цвета радуги
Общее количество отражаемого света зависит в основном от правильных пропорций камня. То же относится и к дисперсии. Сияние бриллианта зависит от правильного соотношения отдельных граней друг с другом.
Блеск бриллианта, т.е. отдельные вспышки света, которые алмаз создает из падающего света, зависит преимущественно от того, насколько правильно грани расположены друг относительно друга. Павильон бриллианта имеет 24 грани.
В короне 32 грани плюс площадка. Падающий луч света вначале разделяется павильоном на 24 луча поменьше, которые затем — в идеале — снова выходят на поверхность и отправляются примерно в том же направления, откуда пришли.
Однако на выходе эти 24 луча должны пройти сквозь площадку либо грань короны. От граней короны эти лучи снова отражаются, поскольку падают на них под углом. Из-за того, что грани короны расположены под тремя различными углами, эти 24 луча делятся каждый на три маленьких луча. Таким образом, мы получаем 72 луча — но только в идеальном случае, когда грани павильона расположены точно под гранями короны.
Если грани короны лежат не в точности над гранями павильона, каждый из этих 72 лучей света снова поделится на два или больше лучей. Это даст нам более 140 лучей на выходе. Такое большое деление приводит к тому, что лучи становятся слишком маленькими и больше не воспринимаются, как отдельные вспышки света. Получается, что даже если бриллиант будет ярко освещен, он будет распылять свет, не давая настоящего сияния. Чтобы избежать этого, раньше использовали огранку «восьмеркой».
При такой огранке у павильона и у короны камня было всего по восемь граней. Свет, падающий на камень с такой огранкой, делится всего на восемь лучей. Производители инкрустированных алмазами часов до сих пор используют такую огранку именно по этой причине.
Вывод: если грани короны не совпадают с гранями павильона, бриллиант в значительной степени теряет эффект сияния, даже если весь падающий на него свет возвращается назад к наблюдателю. Это относится преимущественно к небольшим бриллиантам. В случае больших камней сияние не исчезает, поскольку даже при делении на 140 лучей, каждый из них все равно будет восприниматься как вспышка.
грани короны точно совпадают с гранями павильона
е) Поврежденный рундист
Наличие поврежденного рундиста — типичный знак использования некачественных инструментов. Когда обдирочная машина не идеально сбалансирована, либо рабочий создает слишком большое давление, обрабатываемый камень может получать довольно сильные толчки. В результате алмаз получает повреждения на поверхности рундиста, приобретая микротрещины, идущие от рундиста внутрь камня. Последствие этого — значительные потери света, поскольку поврежденный рундист поглощает часть света, падающего на грани. Регулярная проверка оборудования и контроль работы обдирщиков являются ежедневными рабочими процессами на нашей фабрике.
ж) Бриллианты в одном лоте имеют разные углы
Даже если углы и пропорции отдельных бриллиантов находятся в пределах приемлемого, очень важно, чтобы они были одинаковыми у всех камней в одном лоте. Если в одном лоте бриллиантов углы у каждого камня разные, это придаст украшению, инкрустированному такими бриллиантами, сильное впечатление неоднородности. В особенности это важно для производителей часов. Даже если размер бриллианта всего один миллиметр, отклонение угла всего на один градус играет значительную роль. Отличие в расположении граней короны может быть всего в пару тысячных миллиметра, но это уже приведет к тому, что лучи будут отражаться по-разному. Только если различие между углами короны у всех бриллиантов находится в пределах половины градуса, инкрустированный циферблат будет иметь однородный вид.
Наше предприятие — одно из немногих, способных выполнять работу с таким малым уровнем допуска, что позволяет нам продавать значительную часть своих бриллиантов швейцарским оптовикам, снабжающим производителей часов.
Корона
Чем дальше продвигается процесс огранки алмаза, тем сложнее становится поддерживать соотношения углов и размеров, необходимые для превосходного результата. Это вызвано тем, что шлифовальщик, работающий над определенным сегментом работы, зависит от всех тех, кто работал над этим камнем до него. В случае промышленной огранки этой проблемы не существует. Там почти ничто не имеет значения. Однако для превосходной огранки нужно учитывать очень много ограничительных факторов. Промышленный шлифовальщик может схитрить во многих местах. Он может сделать рундист толще или тоньше. Может сделать корону выше или ниже. Площадка может быть сделана больше или меньше, угол короны круче или площе и т.д. Рабочий, который стремиться сделать идеальную огранку может варьировать этими факторами лишь в очень узких пределах. Вдобавок он также должен точно подогнать грани короны к граням павильона, чем зачастую пренебрегают при промышленной огранке.
Если огранщик павильона концентрируется только на совершенном нанесении отведенных ему граней, то работник ответственный за корону должен тщательно спланировать и разместить свои грани между уже нанесенными гранями павильона и площадкой.
Шлифовальщик должен начать наносить первую грань таким образом, чтобы впоследствии все нижние клинья короны, т.е. грани, примыкающие к рундисту, располагались в точности напротив граней павильона. Дальше, он корректирует результат снова и снова, пока не получит желаемое. С помощью машины шлифовальщик может грубо наметить положение грани, но точная огранка выполняется вручную.
Постоянная работа с увеличительным стеклом обеспечивает хорошую тренировку глазам. Глазные мышцы постоянно находятся в работе, сокращаясь и расслабляясь. Ослабевание этих мышц, приводящее с возрастом к близорукости или дальнозоркости, таким образом, исключается. Ни одному из рабочих нашего предприятия не потребовались очки даже после 20 лет работы. Наш бывший мастер швейцарец Филиппо, тренировавший первых шлифовальщиков, до сих пор имеет превосходное зрение в возрасте 80 лет.
Между отельными этапами рабочего процесса камни постоянно проходят процедуру проверки. Каждый камень проверяется снова и снова старшим супервайзором, т.е. руководителем отдела. Если огранка была выполнена небрежно и это в итоге может привести к тому, что результат не будет идеальным, тогда камень отправляется назад к рабочему и возможно будет полностью переделан с самого начала.
Весь рабочий процесс организуется в следующей последовательности: ● Распиливание ● Проверка ● Возможное моделирование и проверка ● Обдирка ● Проверка ● Возможная повторная обдирка и проверка ● Площадка ● Проверка ● Павильон ● Проверка ● Корона ● Проверка ● Верхние клинья короны ● Проверка ● Кипячение ● Сортировка
Таким образом, на нашем предприятии камень проходит через контроль качества, по меньшей мере, шесть раз за процесс огранки. В целом 10–15% камней проходят повторную обработку. Даже камни размером меньше миллиметра получают на нашей фабрике превосходную огранку.
 
 
 
   

БРИЛЛИАНТ
ПРОДАЖА БРИЛЛИАНТОВ
КОНТАТКЫ